Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Каждый стандарт включает 3 вида требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026
"Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Утверждена федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ФАООП УО (приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 года № 1026) разработана в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденными приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599).
Содержание ФАООП УО представлено учебно-методической документацией:
-федеральный учебный план;
-федеральный календарный учебный график;
-федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
-федеральная рабочая программа воспитания;
-федеральный календарный план воспитательной работы.
ФАООП УО имеет два варианта:
вариант 1 - федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
вариант 2 - федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В соответствии с ФАООП УО образовательные организации смогут самостоятельно разрабатывать и утверждать адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью:
- глухих;
-слабослышащих;
-позднооглохших;
-слепых;
-слабовидящих;
-с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
-с расстройствами аутистического спектра.
Приказ вступил в силу с 10 января 2023 г.
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) подлежат приведению в соответствие с ФАООП УО не позднее 1 сентября 2023 года.